Хейва или танцующая Полинезия.

В июне и июле всю Полинезию охватывают волнующие вибрации танцевального фестиваля Хейва. События, разворачивающиеся в рамках этого грандиозного по своей красоте и массовости мероприятия, занимают, возможно, одно из центральных мест в культурной жизни архипелагов. Но ослепительный блеск и поистине всеохватывающий размах сегодняшней Хейвы не должен полностью стереть из памяти те времена, когда полинезийский танец подвергался жесточайшим репрессиям. Сегодня мы поговорим об истории полинезийского танца, полной драматических событий, взлётов и падений. Ведь фактически, возрождение некогда процветающего, а потом почти полностью искорененного миссионерами искусства произошло только в середине двадцатого века.

Polynesian danse

Историческая роль танца в Полинезии

Религиозная жизнь

В прошлые времена песни и танцы являлись неотъемлемой составляющей религиозной жизни. Несколько раз в год различные церемонии собирали огромные скопления людей. Для совершения религиозных обрядов члены одного племени приходили к великим полинезийским мараэ – храмам под открытым небом для участия в религиозных обрядах. Целью таковых могло быть, например, наложение временного запрета — табу на употребление в пищу какого-то растительного или животного ресурса, или же отмена такового. По факту это могло служить регуляции популяции животного или растения, таким образом древние полинезийцы проводили своего рода природоохранительную политику.

Обрядовая сторона полинезийского танца

Воинский танец

Воинские танцы также были неотъемлемой частью военных маневров. Песни и танцы также составляли суть вечеринок, как это происходит в наших современных обществах, призванием таких танцев были игры или развлечения. Традиционный полинезийский танец был всегда коллективным, что является его интересной особенностью по сравнению с западными танцами,  организованными вокруг пары.

Социальная жизнь

Танец был теснейшим образом связан со всеми событиями социальной жизни. Встречи, приветсвия, прощания, почитания святынь или развлечения – всё это находило своё отражение в танце. Во время фестиваля Хейва песни и танцы часто носили эротический подтекст, а иногда являлись даже откровенно сексуальными. Европейские наблюдатели тех времен, в том числе штурманы и миссионеры конца 18-го и 19-го веков, отказывались описывать их в хрониках событий, для миссионеров танцы были слишком неприличные, вызывая у них негодование, а морякам описать такое не позволяла скромность.

Девушки танцуют

Описание танца европейцами

Конечно же, любое явление, и танец здесь не является исключением, должно описываться в контексте эпохи, система нравственных запретов и ограничений которой очень сильно отличалась от сегодняшней. Фактически, все сохранившиеся описания полинезийского танца были сделаны западными людьми через призму их тогдашних представлений о морали. Полинезийский танец воспринимался ими через завесу скромности или негодования, в то время как реальная оценка этих танцев должна быть поставлена ​​в контексте общества той эпохи, символика и запреты которой очень сильно отличались от теперешних реалий. Искусство древнего танца является действием, разворачивающимся по определённой канве и подчиняющимся определённым законам. Воссоздать это искусство опираясь на тенденциозные европейские свидетельства конца восемнадцатого века, когда происходили первые контакты европейцев с полинезийским население, очень трудно.

Мужской танец в жёлтых костюмах

Ренессанс

В двадцатом веке танцы постепенно начинают выходить из тени – то там, то тут можно видеть танцующих полинезийцев на торжествах, организуемых во французской колонии. Уже в 1900 году длинные платья, навязанные полинезийкам по образцу закрытых платьев жён миссионеров начинают исчезать. Полинезийки снова с удовольствием оголяют плечи и руки, чувствуя себя так гораздо естественнее. Ко второй половине 20-го века танец приобретает свой статус, оставив рамки популярных развлечений и становясь отдельным шоу, выстроенным и благородным. Этот рост популярности танца стимулируется развитием туристической индустрии, которому в свою очередб способствовало открытие регулярных линий круизных судов. Но главными именами, связанными с возрождением танца стали имена двух великих личностей: бабушки де Монтлука и Мадлен Моу.

Бабушка Монтлука создает группу Ариои, которая суждено просуществовать  увы, всего один год. Учитель танцев, увлеченная этим искусством, Мадлен Моа, известная как Мами, формирует Heiva Tahiti, группу, состоящую из самых красивых девушек, происходящих преимущественно из смешанных крупных таитянских семейств. Мадлен Муа вносит организационную составляющую и устанавливает правила, которые действуют и сегодня. Она также создает красивые костюмы, призванные усиливать придуманную ею же хореографию на основе легендарных исторических и фольклорных тем.

Танец в костюме из зелени

Эта женщина постоянно находится в поиске новых источников, которые она черпает из полинезийского быта. Постепенно репертуар танцевальной группы обогащается, и Мадлен выстраивает свою танцевальную группу и свой оркестр . Её титаническая и страстная работа по реабилитации традиционного танца и энергия, которой она заражает многих приводит к появлению нескольких групп, большинство из которых находятся под руководством бывших танцоров Heiva Tahiti, таких как Coco Hotahota, Paulina Morgan, Gilles Holland, Joseph Uura . Таким образом, группа Heiva Madeleine Moua станет родоначальником целого поколения танцоров и лидеров группы, которые сегодня являются богатством «ori Tahiti» — таитянского танца.

Дом танцев

Несомненно, танцевать можно было где угодно, но с появлением танцевальных групп появляются и настоящие танцевальные домики. Они состоят из пространства, разбитого на две части — в защищенной куполом части находились музыканты, танцоры же показывали своё искусство под открытым небом. Инструменты, которые использовались состояли из обтянутых акульей кожей барабанов и бамбуковых флейт. 

Барабанное сопровождение танца в Полинезии

Зрители сидели или стояли на трёх свободных сторонах этой эспланады.

На дошедших до нас фотографиях можно увидеть, что танцоры часто одеты в парео или набедренную повязку из ткани тапа, сделанной из растительного волокна.

Иногда костюмы могли быть довольно богатыми. Особенное внимание тогдашние дизайнеры по костюмам уделяли танцу хура, посвященному богине Хина, верховной жрице и источнику вдохновения. Этот танец исполнялся во время крупных мероприятий, или во время приема престижных посетителей. Богиня Хина была верховной жрицей и источником вдохновения. В изготовлении костюма использовались довольно ценные элементы древней полинезийской цивилизации, такие как тапа (растительная ткань), перья и волосы. 

«Игры или похотливые развлечения»

В начале 19 века указом короля Помаре на Таити вводится христианство. В 1819 году вводится кодекс Помаре, разработанный христианскими миссионерами, по которому старые вредные привычки «с аморальными тенденциями» должны быть упразднены. К таковым миссионеры относят татуировку и танец. Согласно новому кодексу «Любые песни, игры или непристойные развлечения строго запрещены». Именно тогда под знаменем религиозной нравственности начинается охота на ведьм, переодевание вольных таитянок в длинные платья и разрушение языческих капищ мараэ.

На 60 лет танец практически исчезает из общественной жизни. Однако согласно многим свидетельством он продолжает жить, переходя на подпольный режим. Он практикуется ночью в тайне от миссионеров и является частью развлечений с алкогольными возлияниями. 

Полинезийский танец — возрождение культурной самобытности

Но с 1881 года традиционный танец снова получает возможность занять своё официальное место и стать частью торжества. Присоединённые колонии участвуют в праздновании дня взятия Бастилии, а единственный способ чествования, доступный полинезийцам, это танец. Миссионерам приходится смириться с такой формой самовыражения и даже сопровождать своих подопечных в проявлении их культурной самоидентификации.

Быстрый танец

Пятидесятые годы двадцатого века отмечены борьбой за национальную идентичность и связаны с именем политика Пуванаа Оопа. Движение за независимость от Франции набирает силу, это связано с обращением к древним культурным традициям и поиском самоидентификации. Она выражается в развитии искусства татуировки и танца, стремлении к культурной самобытности и создании соответствующих культурных институтов.

С 1980 года традиционные полинезийские искусства получают официально подтверждение. Создаётся художественная консерватория, где преподаётся традиционное ораторское искусство и искусство танца, Центр полинезийских ремёсел, Музей Таити и островов. Множатся танцевальные школы, сегодня на Таити их существует около 30, а общее число учеников достигает 5000.

Если в развитых обществах, которые уже отошли от традиционной модели, танец — это искусство движения, в полинезийском обществе танец — это прежде всего выражение древней, оригинальной культуры, которая опирается на источники коллективной памяти и своей культурной и природной среды.